ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА НА ЭКСПОРТ: РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация: авторами рассмотрены ключевые теоретические и практические аспекты процесса развития и реализации цифрового экспорта и электронной коммерции в хозяйственной жизни российских предприятий.

При старте внешнеэкономической деятельности или принятии решения об увеличении ее доли ввиду расширения географии поставок, большинство экспортно ориентированных субъектов предпринимательства сталкиваются с проблемой отсутствия опыта взаимодействия с иностранными контрагентами и требованиями новых рынков в целом, что в последствии приводит к появлению дополнительных издержек экспортной деятельности или к отсутствию ее эффективности вовсе. В подобном контексте и с целью изучения спроса на технологические товары (работы/услуги), в обход традиционным кабинетным или полевым маркетинговым исследованиям, конкуренции и минимальных требований к адаптации продукции к условиям нового рынка, электронная коммерция начинает выступать современным ключевым инструментом, позволяющим потенциальному или действующему экспортеру получить необходимую информацию о спросе, предложении и ценовым параметрам своей продукции на международном рынке.

Ввиду обозначенных факторов количество предприятий, осуществляющих сбыт посредством международных электронных площадок, ежегодно увеличивается. При изучении факторов, способствующих подобной тенденции во многих странах мира, авторами отмечается взаимосвязь не только с удобством современных онлайн-сервисов, сокращением издержек для предприятий-пользователей, но и стремительным развитием интернет-торговли посредством государственной поддержки отрасли электронной коммерции.

На основе анализа существующих форм государственной поддержки, а также статистического обзора международной и внутрироссийской конъюнктуры авторами обозначены основные проблемы и детерминанты, обуславливающие невысокий уровень цифровизации торговли и экспортной деятельности в Российской Федерации в частности, и низкого уровня технологического развития в целом, по сравнению с показателями иностранных государств. Кроме того, авторами сформулированы рекомендации по совершенствованию системы и развитию цифровых экспортных компетенций.

Ключевые слова: электронная коммерция, технологическое развитие, международные электронные торговые площадки, государственная поддержка, экспортные и цифровые компетенции

simonova