УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КОМПАНИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА

Аннотация: в предлагаемой статье исследуется проблема управления человеческими ресурсами в период кризиса. Главными факторами построения успешной политики компании, по мнению автора статьи, являются наличие качественной антикризисной политики в области управления персоналом, четкой корпоративной культуры, присутствие руководителя-лидера, создание благоприятной психологической обстановки в коллективе, наличие психологического сопровождения и развитая кадровая политика. В основной части статьи представлены результаты исследования, анализирующего состояние управления персоналом в России в условиях удаленной работы, в котором сравнивается опыт российских и зарубежных компаний. Материалом исследования, проведенного в конце марта – начале апреля 2020 года в период режима самоизоляции в связи с пандемией коронавируса нового типа (COVID-19), послужили результаты опроса среди 54 представителей российских и зарубежных организаций. Целью исследования является выявление различий между деятельностью российских и международных компаний и поиск оптимальных стратегий управления персоналом в период кризиса. Автор приходит к выводу, что российским компаниям в отличие от зарубежных присущи такие черты, как более слабая корпоративная культура и кадровая политика, менее развитое лидерство, предпочтение авторитарного стиля управления, более сильный контроль и существенная дистанция между руководителем и подчиненными, что негативно сказывается на психологическом климате в организации. Несмотря на это, следует отметить, что в России существует особый тип управления персоналом, сочетающий лучшие элементы зарубежных практик с традиционными подходами российского управления, что позволяет говорить о возможности создать успешный механизм преодоления кризисных ситуаций.

Ключевые слова: управление персоналом, кризис, COVID-19, антикризисная политика, корпоративная культура

smirnova