СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ ПРИНЦИПОВ ЯПОНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: актуальность темы представляемого исследования определяется тем значением, которое имеет в условиях современной мировой экономики эффективное корпоративное управление. В качестве цели ставится изучение возможностей использования в условиях деятельности российских компаний принципов корпоративного управления, сформировавшихся в Японии. В процессе исследования используется метод социологического анализа. Результаты проведенного исследования состоят в раскрытии принципиальной актуальности использования зарубежного опыта современными российскими корпорациями. Уделяется внимание проблемам, которые возникают при одностороннем подходе к решению данного вопроса: исключительном использовании опыта, наработанного в западных странах. Раскрываются перспективы изучения и возможного применения отдельных аспектов модели управления, сформировавшейся в Японии. Указанная модель исследуется с точки зрения современной социологии, акцентирующий внимание на социальной стороне управленческих отношений. Дается обзор социально-экономических условий, сложившихся в современной Японии, а также принципов и особенностей функционирования национального бизнеса. Раскрываются особенности формирования целей, стоящих перед современными японскими корпорациями, особенности создания мотивирующих условий труда, построение социальной иерархии внутри организаций. Особое внимание уделяется таким известным во всем мире характерным чертам подхода к организации корпоративного управления как пожизненный найм, зависимость размера заработной платы и темпов карьерного роста от стажа работы в компании, тщательная профессиональная подготовка кадров. Рассматривается проблема применения указанных принципов японской модели в российских условиях. При этом подчеркивается важность изучения японского опыта разработки принципов управления с учетом особенностей цивилизационно-культурного развития нашей страны, а также ее географического положения. В качестве выводов отмечается, что отдельные принципы японской модели могут применяться в российских компаниях при условии разумного сочетания максимального использования собственных традиций и рационального заимствования извне.

Ключевые слова: Россия, социология, управление, корпорация, Япония

sokirkin