«ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: актуальность темы представляемого исследования обуславливается тем влиянием, которое оказала «школа человеческих отношений» на процесс формирования социологии управления в ХХ столетии. Анализируются особые условия, которые предопределили интерес к изучению управления производством на научном уровне в конце XIX ‒ начале ХХ вв. Рассматривается вклад, которые был сделан в процесс формирования социологии управления ярчайшим представителем классической школы научного менеджмента Ф.У. Тейлором. Констатируются изменения, произошедшие в рамках мировой экономической ситуации, ставшие причиной становления «школы человеческих отношений» на рубеже 1920-х и 1930-х гг. в наиболее развитой индустриальной стране мира ‒ США. Раскрывается роль в указанном процессе исследований, связанных с проведением Хоторнского эксперимента. Демонстрируется влияние научных результатов, полученных социологами Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергером, на формирование новых представлений о социальной производственной коммуникации. Подчеркивается практическое значение открытия в системе производства, как социальной организации, формальной и неформальной структур. Приводятся рекомендации, данные представителями первого поколения «школы человеческих отношений» западным управленцам-практикам. Прослеживается дальнейшее развитие школы и доктрины «человеческих отношений» на примере иерархической теории потребностей А. Маслоу, а также концепций, разработанных отдельными представителями «бихевиористского» направления, разделявшими принципы «школы человеческих отношений». На примере перечисленных выше теорий прослеживается постепенный процесс пересмотра представлений о природе производственных процессов. Демонстрируется поэтапный переход от представлений о работнике как «экономическом человеке» к восприятию его как «человека социального». Подчеркивается эволюция научных взглядов на проблематику мотивации сотрудника, а также природу профессионального взаимодействия между руководителями и подчиненными. Анализируются значение и роль принципов доктрины «человеческих отношений» в условиях современной экономической ситуации.

Ключевые слова: «школа человеческих отношений», социология управления, Хоторнский эксперимент, формальная структура, неформальная структура, потребности, мотивация

sokirkin