Аннотация: настоящая статья посвящена проблеме влияния затрат, связанных с инфраструктурной составляющей, на себестоимость, тарифы, финансовые результаты ОАО РЖД. Для иллюстрации существующей ситуации в настоящей статье рассматриваются два вида транспорта: железнодорожный и автомобильный. В единой транспортной системе страны у каждого из них свое функциональное назначение, определяемое объективными особенностями, возможностями исполнения транспортных задач.
Одним из вопросов, предлагаемых для обсуждения в настоящей статье, является оценка выполненных объемов перевозок рассматриваемыми видами транспорта в сопоставлении с объективными техническими и технологическими особенностями, а также с существующими протоколами финансирования деятельности транспорта в части инфраструктурной составляющей. Для этих целей в экономической практике широко применяются стоимостные показатели фондоотдачи и фондоемкости перевозок, характеризующие соотношение объема перевозок в натуральном или стоимостном выражении и стоимости основных фондов сети дорог, а также показатель амортизациеёмкости перевозок, который позволяет учесть инфраструктурную составляющую в текущих расходах по содержанию сети дорог. Однако, в условиях действующей статистической отчетности и структуры отчетов о деятельности ОАО «РЖД», Росавтодор и прочих организационных структур необходимая информация для проведения сравнительного анализа отсутствует.
Особое внимание обращает на себя сложившаяся структура источников финансирования затрат на автомобильном и железнодорожном транспорте и механизм их включения в себестоимость перевозок. В данной статье оценивается степень дискриминации железнодорожного перевозчика по сравнению с автомобильным транспортом и влияние данного обстоятельства на техническое состояние инфраструкторной составляющей железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: инфраструктурная составляющая, стоимость имущества, источники финансирования, себестоимость, цена, тарифы, затраты на содержание, строительство, реконструкцию, внебюджетные источники финансирования, расходы федерального бюджета, инвестиции, стратегия ОАО РЖД, инфляция