Аннотация: статье исследуются современные туристические программы Ирака и на их основе автором предлагаются модели развития на современном этапе: 1) планомерное и комплексное развитие высококачественного туристического сервиса, 2) развитие отдельных якорных объектов, 3) развитие с акцентом на определенную целевую аудиторию), которые учитывают сложное экономическое и политическое положение в стране. Была произведена детальная характеристика особенностей каждой модели, направленной на развитие туристического потенциала Ирака. Предложенные модели позволяют конкретизировать туристические программы Ирака и существенно сократить расходы по их реализации за счет узкой направленности маркетинговых программ, направленных на развитие отдельных объектов с привлечением определенной целевой аудитории. По мнению автора, добиться высокого уровня эффективности туристических программ Ирака возможно с помощью планомерного и комплексного развития высококачественного сервиса. В рамках исследования показано, что разработанные модели могут использоваться в одной из представленной туристической программе Ирака. Модели развития туристических программ могут быть применимы не только для туризма Ирака, но и для других стран в условиях кризисной ситуации.
Ключевые слова: туризм, модели развития туристических программ, развитие туристической сферы, культурно-познавательный туризм, экотуризм, сохранение окружающей среды, туристические программы Ирака, целевая аудитория, устойчивость туризма, высококачественный сервис