СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ COVID-19: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье приводится анализ теоретических и практических исследований, посвященных дистанционной форме образования, анализируются данные социологического исследования, посвященного изучению проблемы перехода на дистанционную форму обучения в российской высшей школе в период пандемии коронавируса. Целью исследования являлось рассмотрение проблем и перспектив развития дистанционных форм обучения в посткоронавирусный период. Исследование проведено методом анкетного опроса, было опрошено 500 студентов разных направлений подготовки (социальные, гуманитарные, технические, экономические), получивших опыт дистанционного обучения во время пандемии. Данные количественного анализа были дополнены фрейм-анализом кейсов. Всего было проанализировано 42 кейса по повседневным практикам студентов в он-лайн образовательном взаимодействии. Исследование проводилось в вузах г. Москвы, г. Екатеринбурга, г. Челябинска в апреле-мае 2020 года.

Результаты исследования позволили выявить ряд проблем перехода на дистанционное обучение: плохая коммуникация студентов с преподавателем, демотивация студентов к обучению, невозможность посещения вуза, психологический дискомфорт при проведении занятий, низкое качество получаемого образования. Были проанализированы технические особенности работы с образовательными интернет-ресурсами и сделаны выводы по дальнейшему развитию дистанционных форм обучения в Российской высшей школе. Исследование выявило ряд противоречий дальнейшей реализации дистанционного образования в российской высшей школе: между сокращением вузами экономических затрат на его организацию и ухудшением качества получаемого студентами образования; между снижением аудиторной нагрузки у преподавателей и увеличением общей нагрузки, связанной с проверкой заданий и их выкладыванием в базы, разработкой электронных курсов, занятием научной деятельностью и пр.; между увеличением свободного времени у преподавателей гуманитарных, социальных дисциплин за счет частичной замены их курсов на электронные курсы и модули, читаемые другими преподавателями в других вузах России, и тенденцией к сокращению численности профессорско-преподавательского состава вузов; между свободой выбора студентами образовательного контента и отсутствием у них навыков к данной деятельности и пр.

Ключевые слова: дистанционное обучение, высшая школа, пандемия, онлайн технологии обучения, противоречия перехода на дистанционную форму образования, перспективы развития системы высшего образования

beljaeva