СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ МОНОГОРОДОВ РОССИИ

Аннотация: данная статья посвящена проблеме социально ответственного поведения градообразующих предприятий, расположенных в черте моногорода. Учеными давно установлено, что корпоративная социальная ответственность (КСО) подобного типа предприятий – это важнейший инструмент обеспечения конкурентоспособности и эффективного развития моногорода.

Учитывая достаточно большое количество моногородов в современной России, рассматриваемый вопрос является достаточно актуальным. Поэтому проблема ведения социально ответственного бизнеса градообразующими предприятиями вызывает многочисленные дискуссии в научных кругах, ведь деятельность таких предприятий оказывает непосредственное влияние на комфортность проживания населения в моногороде.

Под комфортностью проживания в данном случае подразумевается  оптимальное соотношение психологического, физического, социального и эмоционального состояния населения, его достойного уровня и его соответствие ожиданиям и стандартам.

В монопрофильных городах присутствует тесная взаимосвязь между городом, предприятием, государством (местными органами власти). Соответственно, можно говорить о наличии некого «треугольника», от уровня состояния которого (налаженная коммуникация между всеми элементами) зависит конкурентоспособность монофункционального города.

Целью написания настоящего исследования является установление зависимости социально-экономического состояния монопрофильного муниципального образования от градообразующего предприятия. Раскрыта социальная ответственность градообразующих предприятий на конкретных примерах. Также прояснены особенности ответственности градообразующих предприятий перед разными категориями стейкхолдеров. Под стейкхолдерами подразумеваются заинтересованные лица, ответственность перед которыми возлагается на градообразующее предприятие.

Все стейкхолдеры были нами разделены на первичных и вторичных. В качестве стейкхолдеров нами были рассмотрены поставщики градообразующего предприятия, его сотрудники, непосредственно муниципальное образование, на территории которого оно функционирует, местные сообщества и общественные организации.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, градообразующее предприятие, инфраструктура, население, стейкхолдеры, социальная ответственность, банкротство

efimova